Этапы подготовки и проведения занятия с воспитанниками

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ

Шаг 1. Формулируем программные задачи

Четкость, грамотность формулировки программных задач определяют содержание и направленность деятельности воспитателя дошкольного образования на занятии и, следовательно, обеспечивают ее результативность. В современной дидактике выделяют ряд требований к формулировке программных задач.

  1. Ориентированность на ребенка. Задача должна быть направлена на формирование, развитие, воспитание у ребенка определенных представлений, умений, психических процессов и их свойств, нравственных качеств и отношений.
  2. Конкретность. Формулировка задачи должна отражать четко определенное содержание представлений, умений, развитие психических процессов, воспитание нравственных качеств и чувств.
  3. Диагностичность. Формулировка задачи должна гарантировать возможность увидеть образовательный результат занятия и исключить ошибку определения его достижения.
  4. Достижимость. Задача должна быть направлена на заведомо достижимые образовательные результаты и быть реально выполнима на занятии.

Программные задачи носят триединый характер и состоят из взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов: обучающего, развивающего, воспитательного.

Программные задачи носят триединый характер и состоят из взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов: обучающего, развивающего, воспитательного.

Обучающий компонент программных задач направлен на формирование у воспитанников представлений об объектах и явлениях окружающего мира, умений, действий, способов деятельности в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования (что буду формировать? чему обучать?).

Формулировка обучающего компонента программных задач зависит от степени новизны и освоенности содержания. Важно определить объем и перечень тех представлений, умений, над которыми планируется работа на занятии.

Развивающий компонент программных задач предполагает направленность содержания занятия на развитие психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение, речь), их свойств, а также сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и личностной сфер воспитанников.

Для формулировки данного компонента программных задач воспитателю необходимо ответить на вопрос: развитию каких познавательных процессов, способностей будут содействовать содержание занятия, планируемые игры, упражнения, задания?

Продумать и качественно сформулировать развивающий компонент программных задач воспитателю помогут разделы учебной программы дошкольного образования «Характеристика физического и психического развития ребенка» и «Планируемые результаты освоения воспитанником учебной программы дошкольного образования» (познавательное развитие), в которых отражена сущность формирования психических познавательных процессов и способов познания в разных возрастных группах.

Воспитательный компонент программных задач занятия направлен на развитие детской самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, положительной самооценки. Ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение к миру.

Для формулировки данного компонента программных задач занятия воспитателю необходимо ориентироваться на возраст детей, содержание учебной программы дошкольного образования, учитывать формы взаимодействия на занятии. Целесообразно ответить на вопрос, воспитанию каких ценностей, чувств, отношений (к себе, другим людям, объектам окружающего мира или событиям, поступкам), качеств, норм поведения будет содействовать содержание занятия.

Содержание занятия должно обеспечивать реализацию воспитательных задач одной или нескольких образовательных областей (в зависимости от вида занятия).

Для решения программных задач необходимо определить конкретные инструменты, которые необходимы для их решения: методы, приемы и средства обучения.

Шаг 2. Отбираем содержание занятия

Основными элементами содержания занятия являются представления детей о предметах, природе, обществе; опыт в различных видах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений.

Для разностороннего развития детей содержание не является самоцелью. Содержание – это средство, позволяющее взрослому развивать, обучать и воспитывать ребенка.

Отбор содержания занятия педагогом включает:

поиск ответа на вопрос, ЧТО рассказать детям на конкретном занятии в соответствии с программными задачами (выбор фактов, сведений, примеров, информации об объектах и явлениях окружающей действительности, способа деятельности);

структурирование материала и выбор способов его речевого оформления (какими словами?) с учетом возрастных возможностей восприятия познавательного материала, детского опыта.

В дошкольной дидактике обозначены следующие требования (принципы) к содержанию обучения детей дошкольного возраста на занятии:

связь содержания с жизнедеятельностью детей; доступность;

научность; интеграция; мотивированность;наглядность;

развивающая и воспитывающая направленность; систематичность и последовательность;

учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание занятия также должно соответствовать учебной программе дошкольного образования, теме занятия, программным задачам. В своей деятельности педагогу важно ориентироваться не на отдельные требования к отбору содержания занятия, а на их систему.

Шаг 3. Придумываем сюжет занятия

Сюжет занятия – это поле, на которое условно (в воображении) должны попасть дети, чтобы что-то узнать и чему-то научиться. Создание истории, т.е. сочинение событий и наделение их игровым и обучающим смыслом, определение игровых персонажей, составляет сущность сюжета занятия.

Сюжет занятия содержит общую цель (например, какую проблему нужно решить, какому герою и чем можно помочь), которая направляет детей на решение игровых и дидактических задач в их единстве.

Хороший сюжет занятия в первую очередь ориентирован на познавательные интересы и желания детей. Вместо пассивного выполнения задания по требованию педагога (описать, рассказать, подобрать пару, посчитать, назвать, нарисовать, составить и др.) сюжет занятия должен мотивировать детей на работу в том направлении, в котором осуществляется обучающее воздействие.

Шаг 4. Подбираем методы, приемы и средства обучения и воспитания

Метод обучения – это способ взаимодействия взрослого с воспитанниками, направленный на реализацию задач обучения. Тогда как прием обучения представляет собой конкретные действия воспитателя и детей, которые ведут к достижению ближайших задач и обусловлены методом обучения. Каждый метод состоит из определенных приемов обучения. Прием, в отличие от метода, направлен на решение более узкой дидактической задачи.

В дошкольной дидактике методы и приемы обучения традиционно классифицируют по характеру способов деятельности детей в процессе обучения на игровые, наглядные, практические и словесные.

Для реализации воспитательных задач на занятии воспитатель во взаимодействии с детьми использует методы воспитания и обучения: методы организации опыта поведения и деятельности детей; методы осознания детьми опыта поведения и деятельности; методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.

Выбор методов обучения и воспитания зависит от программных задач и содержания занятия, его сюжета, средств обучения, личности воспитателя и его способностей. В образовательном процессе учреждения дошкольного образования гармонично сочетаются разнообразные методы и приемы, используются системно, в единстве.

Если методы обучения, используемые на занятии, отвечают на вопрос

«как обучать?», то средства обучения дают ответы на вопросы «чем обучать?»,

«с помощью чего обучать?». Средства обучения дополняют методы и приемы обучения.

Таким образом, средства обучения помогают воспитателю обучать, а ребенку – познавать и осваивать окружающий мир. Это, как правило, материальные и идеальные объекты, которые используются на занятии для передачи информации и способа деятельности.

В силу того, что мышление детей дошкольного возраста наглядно- действенное и наглядно-образное, обучение должно основываться на конкретных образах и представлениях. Поэтому первостепенное значение имеют наглядные дидактические средства.

Требованиях к наглядному материалу и его использованию на занятии:

  1. Используемая на занятии наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам.

В разных возрастных группах при первичном ознакомлении детей с окружающими предметами предпочтительно использовать в качестве наглядных натуральные образцы, а на следующих занятиях можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изображениям предметов.

  1. При выборе и использовании наглядных средств обучения на занятии педагогу необходимо руководствоваться санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами к наглядным пособиям для детей дошкольного возраста. Следует учитывать четкость и точность изображения, размер раздаточного материала и демонстрационных картин, функциональные и эргономические параметры компьютерных игр и обучающих программ.
  2. Демонстрируемые наглядные средства обучения должны быть размещены таким образом, чтобы каждый ребенок мог их рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на контрастном фоне, на уровне глаз детей, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии.
  3. Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядных средств обучения детям должно предоставляться достаточно времени.
  4. Воспитанникам, которые в этом нуждаются, необходимо предоставить возможность на занятии приблизиться к демонстрируемым средствам обучения, внимательно рассмотреть их, обследовать.

Шаг 5. Проведение занятия

При организации занятия следует создать условия для проявления активной позиции ребенка, его самостоятельности в открытии новых знаний и способов деятельности.

Активность ребенка дошкольного возраста – это результат живого интереса ко всему окружающему. Ответы воспитанников на занятии представляют собой одну из ведущих форм детской активности.

Активность и самостоятельность детей на занятии в значительной степени определяют стиль взаимодействия педагога. Для демократического стиля поведения характерна партнерская позиция, когда педагог становится равноправным участником совместной деятельности. И это, как доказывают многочисленные исследования (Л.Н. Башлаков, Я.Л. Коломинский, Н.А. Короткова, Е.А. Панько и др.), мотивирует детей к деятельности, стимулирует их активность, самостоятельность, умение находить решения познавательных задач, уверенно пробовать и не бояться ошибок, содействует их благополучию.

Проявление авторитарного стиля поведения, психологического дисциплинарного принуждения, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, повышает тревожность, эмоциональный дискомфорт.

При этом возникает важный фактор, который во многом определяет желание воспитанников участвовать в занятии: мотивация.

Существует два вида мотивации:

Внешняя мотивация, когда побуждение к деятельности идет от взрослого и связано с внешними обстоятельствами («мама сказала, что нужно заниматься», «воспитатель сказал» и т.п.);

внутренняя мотивация побуждает к выполнению деятельности по собственному желанию, потому что она имеет для ребенка личный смысл, нравится ему и вызывает положительные эмоции («интересно», «хочу узнать» и т.п.).

Успех в проведении занятия определяет учет интересов ребенка и его желаний. Именно от педагога зависит, какими методами, приемами и средствами он будет мотивировать детей, стимулировать их активность и самостоятельность на всех этапах занятия.

Шаг 6. Анализируем проведенное занятие

Важным этапом проведения занятия был и остается его анализ и оценка. Анализ позволяет воспитателю мысленно разложить занятие на составные части.

В научно-методической литературе в качестве эффективного способа развития рефлексивных умений педагогических работников предлагается анализ образовательных ситуаций (в реальном времени или по видеозаписи) как собственной педагогической практики, так и практики коллег. Поскольку занятие является одной из основных форм организации образовательного процесса, то актуализируется необходимость методической поддержки и грамотного руководства практикой проведения его анализа. Как подчеркивают современные исследователи А. Елупахина, И Калацей, рассматривая методические аспекты анализа (самоанализа) занятия, для успешной реализации практики анализа (самоанализа) специально организованной

деятельности (занятия) необходим эффективный методический инструмент, последовательно акцентирующий внимание на ряде критериев и показателей.